XVIII Чтения памяти Л.С. Выготского

Сборник материалов “Психиатрия и психоанализ: клинические диалоги”
29.10.2017
Психотерапия эндогенных психозов
11.11.2017

XVIII Чтения памяти Л.С. Выготского

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в XVIII Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Теория и практика культурно-исторической психологии», которые будут проводиться с 13 по 17 ноября 2017 года в г. Москве.

Вопрос о связи психологической науки с практикой жизни человека и общества Л.С. Выготский считал вопросом чрезвычайной значимости, о чем и писал в методологическом исследовании «Исторический смысл психологического кризиса». От его решения зависит судьба и жизнеспособность самой психологии как науки о человеке.

Обычно, в традиционной академической психологии имеет место, вроде бы, неизбежный отрыв академической науки, занимающейся изучением фундаментальных проблем психологии, от актуальных запросов и нужд реальной жизни. Отсюда проистекает труднейшая и, подчас, неразрешимая задача внедрения научных достижений в практику. Нередко научные исследования остаются «вещью в себе и для себя», а практика оказывается непроницаемой для передовых достижений науки.

Л.С. Выготский видел пути преодоления этих трудностей только на основе кардинального изменения характера взаимоотношений и связей психологической науки и практики. Однако сама психология для этого должна стать другого типа наукой. Л.С. Выготский не только мечтал о единой общей психологии с единым предметом и собственным методом. Он не только призывал к решительному выходу за методологические пределы традиционной психологии. Он в своих исследования заложил теоретико-методологические основы неклассической психологии будущего и сделал всеобщим достояние такие постулаты, принципы и фундаментальные понятия, которые четко задают пути и способы строительства новой психологии.

В трудах учеников и последователей Л.С. Выготского, а также в работах их учеников второго и третьего поколения, причем не только в России, но и за рубежом, идеи автора культурно-исторической концепции получили дальнейшее развитие и научно-исследовательскую проработку. Так, например, предложенный Л.С. Выготским экспериментально-генетический метод, суть которого Д.Б. Эльконин видел в моделировании процессов развития в экспериментальных условиях, получил своеобразную трактовку и плодотворное воплощение в методе поэтапного формирования П.Я. Гальперина и в исследованиях представителей этой научной школы. Трудами Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, а также их сотрудников и многочисленных последователей была создана психология учебной деятельности, а наработанный в этой области метод стал основой для новых подходов к пониманию взаимосвязей научно-исследовательской работы и образовательной практики. В этом же направлении ведется широкий фронт исследовательских работ, обозначаемый как проектирующая психология.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского является принципиально открытой системой знания, способной как к внутреннему саморазвитию, так и к ассимиляции и синтезу тех достижений психологической науки, которые вошли в ее «золотой фонд». В подтверждении сказанного можно сослаться на слова Л.С. Выготского о том, что научный подвиг З.Фрейда трудно переоценить, поскольку он открыл нам глаза на бессознательное, однако, по мысли Выготского, нам нужна не только «глубинная», но и «вершинная» психология. Именно «вершинная» психология, т.е. психология сознания, как раз интересовала больше всего Л.С. Выготского, ничуть не умоляя, при этом, устремлений и достижений психологии бессознательного. Есть основания надеяться на то, что культурно-исторический подход может стать теоретико-методологической основой для будущего синтеза в единую науку всех ныне существующих подходов, школ и направлений в психологии, что конечно же потребует коллективных усилий всего сообщества психологов. Однако без этих усилий кризис в психологии, так и останется непреодолённым, а сама психология, будучи сомнительным конгломератом множества различных, зачастую взаимоисключающих подходов, так и не сможет занять достойное и по праву принадлежащее ей место в ряду наук о человеке.

В рамках конференции планируется проведение следующих секций:

1) Методологические основания культурно-исторического подхода (методология, общая психология, философия);

2) Экзистенциальная психология и герменевтика (методология, общая психология, философия);

3) Теория и практика психологического консультирования (психология консультирования, психология семьи, психология жизненных кризисов)

;

4) Проблема развития высших психических функций (психология развития, возрастная психология, психология общения);

5) Проблема нормы и патологии в современной психологической науке и клинической практике (клиническая психология, психотерапия, нейропсихология);

6) Теоретические проблемы социальной психологии коммуникации и взаимодействия (Социальная психология, психология коммуникации);

7) Культурно-исторический поход в психотерапии и психологических практиках (психотерапия, психология индивидуальности, общая психология);

8) Психология развития творческих способностей (психология творчества, психология искусства, психология);

9) Значение как единица исследования, анализ соотношения смысла и значения (психолингвистика, психосемиотика, психосемантика);

10) Применение идей Л.С. Выготского в дошкольном образовании (педагогическая психология, теория обучения и воспитания, психология образования);

11) Культурно-исторический поход в педагогических и воспитательных практиках (педагогическая психология, теория обучения и воспитания, психология образования);

12) Теоретические и прикладные проблемы современной правовой психологии (юридическая психология, девиантология, криминальная психология);

13) Теория практика современной дефектологии и инклюзивного образования (специальная психология, дефектология, психология инклюзивного образования);

14) Психологические требования к профессиональной деятельности психологов и педагогов с точки зрения культурно-исторического подхода (профессиональное сознание, профессиональное самоопределение, система профессиональной подготовки);

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *